Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области
На главную
Контакты
Карта сайта
Главная Деятельность комиссии Планы. Отчеты. Статистика Архив
Основное меню
1. Описание
2. Состав
3. Комиссии городских округов и муниципальных районов
4. Система профилактики
5. Законодательство
6. Деятельность комиссии
7. Комиссия разъясняет
8. Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области
9. Порядок принятия решения о допуске /не допуске имевших судимость граждан к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних​
10. Решения комиссии о допуске/не допуске имевших судимость граждан к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних​
11. Контакты
12. Новости
13. Акция «Собери ребенка в школу»

6.1.1. Архив

меню текущего раздела
Архив
раздел “6.1.1. Архив

Информация о ходе реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы и плана первоочередных мер по ее реализации (в первом полугодии 2013 года)

Информация

О ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года

№ 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

 

         В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Постановлением Правительства Московской области от 26.02.2013 № 109/8 утверждена Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы и план первоочередных мероприятий по ее реализации.

         Для контроля за ходом реализации Региональной стратегии создан Координационный совет и утверждено положение о его деятельности.

         I.       Семейная политика детствосбережения.

         Реализуя мероприятия по достижению основных задач Региональной стратегии в сфере семейной политики детствосбережения, проведен мониторинг социально-демографической ситуации, положения семей, женщин, детей в Московской области, а также эффективности мер социальной поддержки семей. В результате мониторинга установлено, что имеют место позитивные тенденции – увеличение рождаемости, снижение материнской, младенческой и детской смертности, повышение доступности квалификационной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной. Вместе с тем отмечаются негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей: высокий уровень заболеваемости новорожденных, низкий темп снижения количества детей-инвалидов, рост подросткового алкоголизма и наркомании, суициды несовершеннолетних.

         В целях улучшения положения семей и детей, защите их прав и законных интересов, раннего выявления социального неблагополучия и оказания помощи в преодолении трудной жизненной ситуации, обеспечения беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам принят и реализуется ряд важнейших законодательных актов, направленных на улучшение демографической ситуации, положения семей с детьми, защиту их прав, которые стали инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства:

-        Закон Московской области от 28.05.2013 г. № 23/2013-ОЗ «О дополнительных мерах по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2013 год»;

-        Постановление Правительства Московской области от 13 февраля 2013 г. N 75/5 «О мерах по реализации закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;

-        Постановление Правительства Московской области от 31 января 2013 г. N 14/3 «О мерах по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа»;

-        Закон Московской области от 06.02.2013 № 12/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».

-        Закон Московской области от 28.03.2013 № 25/2013-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям».

-        другие.

         Разработаны и внедряются в работу специалистов, работающих с детьми и семьями программы по психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в целях распада семьи, снятия стрессовых ситуаций, по созданию комфортных условий воспитания детей, в том числе «управления случаем», методами сетевой работы, «Активная поддержка родителей» и т.д.;

-        В целях раннего выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, предупреждения правонарушений в отношении детей на территории области в отчетный период проводятся межведомственные профилактические мероприятия, в том числе по инициативе Комиссии при Губернаторе, «Безнадзорные дети», «Подросток».

         Комиссии при планировании индивидуальной профилактической работы с семьями активно используют направление для постановки на учет в участковую социальную службу (УСС). Так, в 1 полугодии 2013 года по направлению комиссий поставлено на учет в УСС 1704 семей (6 мес. 2012 г. – 1708).

         Для выведения семей и подростков из социально опасного положения, как правило, эффективно используется социальный патронат, в первом полугодии 2013 года социальный патронат осуществлялся в отношении 445 детей (6 мес. 2012 г. – 480). 

В Комиссии при Губернаторе продолжена работа «горячей линии «Дети в беде» По телефону в круглосуточном режиме поступала информация от родителей, детей, активных и неравнодушных граждан о нарушении прав детей, жестоком обращении с ними и пр.

В отчетный период 2013 года поступило около 400 обращений, по которым приняты конкретные меры, направленные на восстановление прав детей и семьи, оказание всех видов помощи, устранение трудной жизненной ситуации.

         В целях реабилитации семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, продолжает свою деятельность служба социальных участковых. Эффективной формой помощи несовершеннолетним является социальный патронат.

В практику специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей наряду с традиционными технологиями работы с кризисными семьями, внедряются  инновационные формы и методы, максимально ориентированные на мобилизацию и активизацию жизненного потенциала человека и его социального окружения. С целью оказания практической помощи специалистам, работающим с семьей,  ГАУ МО «Областной социально-реабилитационный и научно-методический центр «Семья» подготовлены практические пособия: «Арттерапевтические техники в работе с семьей», «Структурные, поведенческие и пародоксальные техники в работе с семьей» и т.д.

         В рамках работы психологической мастерской 199 специалистов подведомственных учреждений приняли участие в цикле семинаров – практикумов посвященных коррекции различных психологических состояний детей и взрослых

         В четырех социальных приютах расширен спектр социальных услуг семьям с несовершеннолетними детьми, изменен тип учреждения (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних). В трех районах однотипные учреждения объединены и на их базе созданы социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Проводимая реорганизация позволяет обеспечить концентрацию управленческих и информационных воздействий, более рациональное использование кадрового потенциала, сократив при этом административно-управленческий аппарат.

         Одним из приоритетных направлений социальной политики Московской области является организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

         В целях обеспечения условий для организации отдыха и оздоровления детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации Министерством социальной защиты населения Московской области издано Распоряжение  от 9 октября 2012 г. № 51-Р «Об утверждении порядка определения размера частичной компенсации стоимости путевок для отдыха и оздоровления детей». В летний период 2013 года  планируется направить на отдых и оздоровление около 300 тысяч жителей.

        

         II.      Обеспечение прав несовершеннолетних на получение общедоступного и качественного бесплатного образования, в том числе дошкольного является одним из основных принципов политики Подмосковья.

        

         В целях принятия мер к ликвидации очередей в дошкольные образовательные учреждения, обеспечение их доступности для детей в возрасте от 3 до 7 лет в 2013 году ведется проектирование и строительство 174 детских дошкольных учреждений на 25 546 мест.

         При этом 85 детских садов строятся по программе Губернатора «Наше Подмосковье».

         С начала текущего года введено и начали функционировать 5 детских садов на 740 мест, открыто дополнительно 267 мест в рамках государственно-частного партнерства.

         Для решения проблемы очерёдности в детские сады, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 29.12.2012 № 1612/48 в Московской области проведена работа по созданию единой информационной системы «Зачисление в ДОУ» (ЕИС).

         Результатом работы стало предоставление гражданам возможности постановки детей в очередь через Интернет, посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг: http://pgu.mosreg.ru/.

С 01 июля 2013 года Единая информационная система «Зачисление в ДОУ» в Московской области запущена в режиме опытно-промышленной эксплуатации и до 01 сентября 2013 года будет производиться выверка данных в системе.

         Новая система постановки ребёнка на учёт позволит создать единую базу данных очерёдности, исключит дублирование, поможет сформировать единый реестр дошкольных образовательных учреждений и детей, посещающих детские сады, упростит процедуру зачисления ребёнка в детский сад. В результате - снизит социальную напряжённость вокруг работы комиссий по комплектованию дошкольных образовательных учреждений, потому что движение очерёдности будет открытым и прозрачным.

         Для жителей Подмосковья расширены способы подачи заявления. Наряду с личным обращением, это стало возможно через порталы государственных и муниципальных услуг Московской области и муниципальных образований, путем отправки заявления по почте.

         Весьма актуальным вопросом является создание безбарьерной среды для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  Так, в Подмосковье 633 ребенка-инвалида из 58 территорий получают образование с применением дистанционных технологий. Все дети – инвалиды обеспечены базовым оборудованием (компьютерной техникой), с высокоскоростным доступом к сети Интернет.

         Проведены курсы повышения квалификации для 256 педагогических работников и обучены 175 родителей (законных представителей).

         Региональным научно-методическим центром дистанционного образования детей – инвалидов разработаны и апробированы методические рекомендации по теме «Социализация детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. Проведены семинары по темам: «Организационно-методические и психолого-педагогические условия реализации дистанционного образования детей-инвалидов»; «Использование УМК Живая география в рамках реализации дистанционного образования детей-инвалидов», «Использование специализированного оборудования для детей-инвалидов в рамках реализации дистанционного образования» и другие. Проведены мониторинговые исследования дистанционного образования детей-инвалидов.

Учитывая, что на территории Московской области возникает ряд социокультурных проблем, связанных с пребыванием на ее территории значительного числа трудовых мигрантов, принимаются меры по созданию условий для социальной адаптации их детей, а также созданию толерантного отношения к ним местного населения.

         С этой целью Ресурсным центром русского языка Московского государственного областного университета проведена работа с учителями и учащимися общеобразовательных учреждений Московской области: семинары для учителей «Система мер по социокультурной адаптации детей мигрантов в условиях поликультурного общества, мастер-класс «Формы социальной адаптации детей мигрантов в системе обучения школьников»; общественный форум «Московская область – территория мира и согласия»; региональный он-лайн конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Мы разные, но мы вместе», посвящённый формированию толерантности учащихся, ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Психология притеснения и деструктивного поведения, профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде».

    

III.    Решение проблем, связанных с сохранением и укреплением здоровья детей, создания дружественного к ребенку здравоохранения является одним из основных направлений деятельности служб охраны здоровья материнства и детства.

         В целях создания дружественного к ребенку здравоохранения в Московской области реализуется комплекс медико-социальных мер для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным медицинским услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечении болезней и восстановления здоровья.

         Так, 35 выездных бригад Московского областного консультативно-диагностического центра для детей в 2013 году выполнили 800 консультативных и 840 диспансерных выездов, осмотрели 1640 детей. Специалисты Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского также осуществили 232 выезда для осмотра детей.

         В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2013г. № 72н «О  проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и приказа Министерства здравоохранения Московской области  и  ТФ ОМС МО от 08.04.2013г. №371/51 «Об организации проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» в 2013 году в Московской области проведена диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

         В соответствии с планом-графиком в 2013 году подлежали диспансеризации 7 230 детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно, прошли диспансеризацию – 7 366 детей.

         Сформирована электронная база  данных в МИАЦ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского по результатам диспансеризации и организована передача информации по результатам диспансеризации в систему федерального мониторинга Минздрава России

         В медико-генетической лаборатории МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского при участии всех родовспомогательных и педиатрических учреждений здравоохранения Московской области и их структурных подразделений проводится скрининг новорожденных на наследственные болезни обмена.

         При проведении скрининга ведется поиск биохимических маркеров пяти нозологических единиц: фенилкетонурии, врожденного гипотиреоза, муковисцидоза, адреногенитального синдрома и галактоземии. Всего в 1 и 2 кварталах 2013 года обследовано 37 446 новорожденных. Скринингом было охвачено 95% новорожденных, что соответствует показателю результативности, установленному Министерством здравоохранения России. Заболевания выявлены у 33 новорожденных, в том числе фенилкетонурия – у 10, врожденный гипотиреоз – у 12, муковисцидоз – у 8, адреногенитальный синдром – у 3 детей.

         Всем детям с выявленными наследственными заболеваниями оказана специализированная медицинская помощь. 

         В текущем году закончено создание регионального сегмента Федерального регистра детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни  и инвалидности. В регистр включены 170 детей по 20 нозологическим формам, входящим в перечень орфанных заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 № 403. На основе регистра организовано обеспечение больных лекарственными препаратами за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области

         В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей Московской области на 2013-2014 годы продолжается создание сети учреждений, отделений, служб, оказывающих медицинскую, в том числе паллиативную помощь детям.

         Так, в муниципальных учреждениях здравоохранения Московской области на межмуниципальном уровне развернуто 26 коек для оказания паллиативной помощи детям.

В отделении для пребывания детей, больных ДЦП, с родителями на базе ГБУЗ МО «Центр медицинской и социальной реабилитации детей» в мае 2013 года завершен I этап и начат 2 этап ремонта.

В ГБУЗ МО «Московский областной консультативно-диагностический центр для детей» организованы отделения реабилитации:

-  реабилитационное соматическое отделение для детей с родителями на 30 коек (г/о Химки);

- реабилитационное соматическое отделение для детей № 1 на 50 коек, (г/о Химки)

- реабилитационное соматическое отделение для детей № 2 на 100 коек, (Пушкинский район). Издан приказ Минздрава Московской области от 15.03.2013г. № 282 «О направлении детей на медицинскую реабилитацию в ГБУЗ МО «Московский областной консультативно-диагностический центр для детей».

         В текущем году активизирована деятельность центров здоровья для детей в сфере проведения массового обследования детей, обучения их гигиеническими навыками и мотивирования к отказу от вредных привычек.

         На территории Московской области функционируют 8 таких Центров здоровья. В 2013 году в них обратилось 19 039 детей. Из общего количества обратившихся здоровыми признано 3 806 детей (20,6%), факторы риска выявлены у 15 233 детей (79,4%). С детьми проведена работа по обучению их гигиеническим навыкам и мотивированию к отказу от вредных привычек.      Более 10 000 детей получила разработанные индивидуальные планы по здоровому образу жизни и более 12 000 детей обучены в школах здоровья.

         Внедряются порядки и федеральные стандарты оказания медицинской помощи пострадавшим детям, в том числе при дорожно-транспортных происшествиях.

         Так, в ГБУЗ МО «Московская областная детская клиническая травматолого-ортопедическая больница» внедрены 2 федеральных стандарта: «Стандарт медицинской помощи больным с переломом ребра (ребер), грудины и грудного отдела позвоночника (при оказании специализированной помощи) детям», утвержденный приказом МЗСР РФ от 02.07.2007 № 462, «Стандарт медицинской помощи больным с переломом ключицы (при оказании специализированной помощи) детям», утвержденный приказом МЗСР РФ от 08.11.2007 № 687. При оказании медицинской помощи детям, пострадавшим в ДТП, используется порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «травматология и ортопедия», утвержденный приказом МЗСР РФ от 12.11..2012 № 901н.

В целях реализации государственной политики в области здорового питания и совершенствования организации качественного питания обучающихся общеобразовательных учреждений в  Московской области реализуется долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2013 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 №1071/32, муниципальные долгосрочные программы по совершенствованию организации питания обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений (в 53 муниципальных образованиях) или разделы и мероприятия в муниципальных долгосрочных программах по развитию образования, в рамках которых предусматриваются муниципальные средства на мероприятия по совершенствованию материально-технической базы столовых образовательных учреждений, формирование культуры питания участников образовательного процесса, компенсацию стоимости отдельных категорий обучающихся.

         В 2013 году средства запланированы в сумме 202 млн. 40 тыс. руб. (средства бюджета Московской области - 156 млн.20 тыс. рублей, средства бюджетов муниципальных образований – 46 млн. 20 тыс. рублей), в том числе на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на закупку технологического оборудования и мебели для общеобразовательных учреждений - победителей областного конкурсного отбора муниципальных проектов совершенствования организации питания обучающихся.

         Победителями стали 140 школ из 49 муниципальных образований.  

         В соответствии с Законом Московской области №24/2005-ОЗ «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях Московской области» предусмотрена частичная компенсация стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и в негосударственных общеобразовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию, в виде денежной выплаты или дотации на питание.  

         В 2013 году размер средств на частичную компенсацию стоимости питания на один учебный день на каждого обучающегося составляет от 12 до 18 рублей, в зависимости от возраста.

         Запланированная в 2013 году субвенция на финансирование частичной компенсации стоимости питания - 1 616 888 тыс. рублей на контингент 631,3 тыс. учащихся.

         Охват обучающихся общеобразовательных учреждений горячим питанием составляет  77,63%

         Охват обучающихся двухразовым горячим питанием в соответствии с требованиями санитарных норм составляет   23,55%.

         Из 96820 обучающихся, посещающих группы продленного дня, горячим питанием обеспечены 93,6% .

          Обеспечение реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни неотъемлемо от мер, направленных на профилактику, выявление, учет, лечение и реабилитацию зависимостей, в том числе наркотическую.

         Министерством здравоохранения Московской области совместно с Министерством образования Московской области в мае 2013 года завершен окончательный этап работы за 2012-2013 учебный год по проведению информированного экспресс-тестирования обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области. Тестирование прошли около 26,5 тыс. обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего и высшего профессионального образования Московской области. Отрицательный результат получен у более 98% из числа прошедших тестирование.

        

IY.         К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и ВИЧ-инфицированные дети. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации.

     Важной задачей является социально-правовая поддержка и защита прав детей данных категорий.

         Приоритетным направлением деятельности по обеспечению и защите прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является реабилитационная, коррекционная, развивающая помощь на как можно более ранних этапах развития.

         В настоящее время на территории Московской области проживает около 1 миллиона 200 тысяч детей, из них более 24 тысяч – это дети, оставшиеся без попечения родителей (1,8%).

         На сегодняшний день 80% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в замещающих семьях.

         За 6 месяцев 2013 года в семьи граждан устроено 1 275 детей, из них 276 с ограниченными возможностями здоровья.

         Реализуется полный комплекс мер материальной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

          Размеры денежных средств, ежемесячно выплачиваемых на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для приемных детей в Московской области от 11 до 14 тысяч в зависимости от возраста, ежегодное денежное пособие – 24 тысячи.

          Вознаграждение приемных родителей за воспитание одного ребенка от 9 до 25 тысяч рублей в зависимости от состояния здоровья ребенка.

Еще предусмотрены выплаты на организацию отдыха: 4600 рублей - материальная помощь на каждого приемного ребенка

         В целях привлечения граждан Российской Федерации к устройству на воспитание в семью детей принимаются меры по информационному сопровождению данной работы, в том числе взаимодействию со средствами массовой информации: на телеканале «Подмосковье» еженедельно в эфир выходит передача «Я иду искать», главными героями которой являются дети, оставшиеся без попечения родителей; рубрика «У вас будет ребенок» телепередачи «Пока все дома» на 1 телеканале; реализуется проект по созданию и размещению на сайте видеопаспортов детей-сирот; опубликована информации о детях в православном журнале «Фома» и журнале «Родные люди».

         В целях профессионального сопровождения и консультирования усыновителей, приемных родителей, опекунов, попечителей и патронатных воспитателей на территории Московской области создано 23 центра  сопровождения замещающих семей, разработана и утверждена программа подготовки граждан, желающих принять в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лекционные, тренинговые занятия, индивидуальное консультирование и итоговая аттестация).

         В текущем году 317 граждан прошли обучение и 792 гражданина – продолжают курс подготовки.

         Благодаря развитию служб сопровождения количество случаев отмены решений о передачи ребенка в семью за последние годы сократилось в два раза: за ненадлежащее выполнение своих обязанностей в 2009 году были отстранены 60 человек, в 2012 году – 24.

         Число случаев возврата детей из замещающих семей по инициативе самих усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей в 2009 году составило – 295, за 6 месяцев 2013 года - 29.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.

Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

В 2013 году Министерство образования Московской области принимает участие в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», плановая субсидия из федерального бюджета по этой программе составляет 7 139,5 тыс. рублей.

Реализуется и долгосрочная целевая программа Московской области «Доступная среда», в которой на создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях запланирован объем средств 7 431 000 рублей. Также предусмотрена реализация средств в размере 116,845 тысяч рублей на приспособление зданий образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2013 году организована работа по заключению Соглашения между Правительством Московской области и Минобрнауки России о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на проведение мероприятий по формированию в МО сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии, в 2013 году.

В целях обеспечения полноценного участия детей с ограниченными возможностями здоровья в общественной и культурной жизни в Подмосковье продолжалось проведение интегрированных социокультурных мероприятий для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья с участием здоровых сверстников. Например, областной конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся и воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Московской области, смотр - конкурс художественной самодеятельности для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений  I-VIII видов и другие.

         В Московской области планомерно развивается сеть учреждений, оказывающих услуги по социальной реабилитации инвалидам, детям-инвалидам и семьям, в которых они воспитываются, действует 17 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, 6 центров реабилитации инвалидов и 18 отделений социальной реабилитации.

         Ежегодно данными учреждениями обслуживается более 29 тысяч человек, из них 17,4 тысяч – дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Все учреждения имеют специализированный автотранспорт, хорошую материально-техническую базу, укомплектованы высококвалифицированными специалистами, использующими в работе современные методики и технологии реабилитации.

         Министерством социальной защиты населения Московской области в соответствии с приказом министра социальной защиты населения Московской области от 18.03.2013 № 64 «О проведении мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов» проведен  мониторинг.

         В опросе приняли участие 11 004 респондентов, что составляет 68% семей, воспитывающих детей-инвалидов от общего количества проживающих в Московской области семей с детьми - инвалидами по сведениям территориальных структурных подразделений подведомственных Министерству социальной защиты населения Московской области, из них 96%  - родители в возрасте от 18-55 лет и 4% - старше 55 лет. Почти половина респондентов 48%, имеют среднее специальное образование, высшее образование 39% и 13% общее образование. Большинство семей (59%), воспитывающих детей-инвалидов являются полными.

         По степени самообслуживания: 59% детей-инвалидов обслуживают себя самостоятельно, 26% - обслуживают себя частично и 15% себя не обслуживают.

         По степени передвижения: более половины (73%) детей-инвалидов передвигаются самостоятельно, 16% - с посторонней помощью, 5% - передвигаются с помощью кресла-коляски и 6% не передвигаются вовсе.

         По заболеваемости: 27% детей-инвалидов, имеют заболевания опорно-двигательной системы, 26% нервно-психические заболевания, 12% заболевания эндокринной системы и органов зрения, 6% с заболеваниями органов слуха. У оставшихся 29% детей, инвалидность установлена по иным заболеваниям.

         Реабилитационные центры оказывают социально-психологические, медико-социальные, психолого-педагогические и другие виды услуг семьям с детьми-инвалидами, 86% опрошенных удовлетворяет качество предоставляемых Центрами услуг. После проведения реабилитационных мероприятий у 61% детей-инвалидов наблюдается положительная динамика, у остальных 39% состояние не изменилось. Реабилитационное центры «Коломна» посетили 1061 опрошенный, «Сказка» Наро-Фоминского р-на – 282 чел., центр «Родник» Клинского р-на – 247 человек. Всех их удовлетворяет качество предоставляемых реабилитационных услуг.

         Дети-инвалиды имеют право на получение дошкольного, общего и среднего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При невозможности осуществлять воспитание и обучение в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов на дому по полной общеобразовательной и индивидуальной программе обучения.

В 2011 году в Московской области принята долгосрочная целевая программа «Доступная среда» на 2012-2015 годы».

Целью программы является формирование к 2015 году в Московской области условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, культуры, транспорта, информации и связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры, жилищного фонда.

На реализацию программы в бюджете Московской области предусмотрено более 1,55 млрд. рублей, из которых в 2013 году – 762 млн. рублей, 2014 году -   239 млн.рублей , 2015 – 239 млн.рублей.

Программа реализуется в два этапа – первый в 2012 году и второй с 2013 по 2015 годы.

На первом этапе в 2012 году Министерством социальной защиты населения сформированы реестры объектов социальной инфраструктуры по каждому муниципальному образованию, куда вошли федеральные областные, муниципальные и частные объекты. Всего более 10 тыс. объектов.

Во всех муниципальных образованиях из числа сотрудников территориальных структурных подразделений Министерства социальной защиты населения назначены ответственные за координацию работы по созданию доступной среды жизнедеятельности.

Проведена паспортизация государственных учреждений Московской области, по результатам которой создан в сети Интернет портал «Доступная среда Московской области» с интерактивной картой объектов социальной инфраструктуры. Это сайт МСЗН.РУ.

В настоящее время проводится паспортизация муниципальных и частных объектов социальной инфраструктуры.

Результаты паспортизации размещаются не только на Интернет портале «Доступная среда Московской области», но и на федеральном Интернет портале «Жить вместе.ру».

В рамках программы завершены работы по строительству и реконструкции подведомственных Министерству учреждений: центр сложного и атипичного протезирования в г. Коломна, Луховицкий комплексный центр социального обслуживания населения. Продолжается реконструкция Уваровского детского дома-интерната и Центра социально-медицинской реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий «Ясенки».

Для реабилитационных центров приобретено реабилитационное оборудование на сумму 13,8 млн.рублей. В Коломенском реабилитационном центре для слабовидящих граждан открыт компьютерный класс для обучения их компьютерной грамотности.

Во всех муниципальных образованиях на базе центров социального обслуживания или центров реабилитации инвалидов открыты пункты проката технических средств реабилитации, которые оснащены необходимыми техническими средствами реабилитации в количестве 1,3 тысяч единиц.

В рамках  программы реализован пилотный проект по созданию универсальной безбарьерной среды в Коломенском районном управлении социальной защиты населения. Здание управления полностью оборудовано для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников, а также инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и инвалидов по зрению и слуху

 

Y.      Правосудие, дружественное детям.

 

Во исполнение пунктов 8-14 части 1 статьи 5 Федерального Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимают меры, направленные на организацию социального сопровождения несовершеннолетних, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений; осужденных к различным мерам наказания, находящихся и вернувшихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также детей, в отношении которых совершены противоправные деяния, их реабилитацию, защиту прав и законных интересов; проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность (далее – ООД).

Данная работа направлена на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и ООД, предупреждение совершения повторных противоправных деяний со стороны несовершеннолетнего, формирование у него законопослушного поведения, восстановление межличностных отношений со сверстниками, оказание всех видов помощи, в том числе психологической, как ребенку, так и его семье.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при планировании мероприятий, направленных на решение указанных задач, рассматриваются на межведомственном уровне на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Московской области, которые в соответствии с законодательством координируют работу органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В ходе рассмотрения персональных дел, в том числе в связи с совершением преступлений и ООД, первостепенное значение имеет изучение личности несовершеннолетних, причин и условий совершения ими противоправных деяний, принятие мер к их устранению.

Такой подход к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних продиктован необходимостью выполнения требований норм международного права, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка, а также Пекинских правил.

По каждому персональному делу, рассмотренному на заседании комиссии, наряду с мерами взыскания выносится постановление о проведении межведомственной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей. В постановлении планируются конкретные мероприятия по оказанию психолого-педагогической, социальной и иной помощи по устранению социально опасного положения, трудной жизненной ситуации, защите прав и законных интересов несовершеннолетнего и его семьи.

В постановлении указываются сроки исполнения и контроля, ответственные исполнители. Это способствует повышению уровня и качества реабилитационной работы, стимулирует ответственность должностных лиц.

В первом полугодии 2013 года по результатам рассмотрения персональных дел в отношении несовершеннолетних приняты и реализованы решения: направлены в учебно-воспитательные учреждения 20 подростков (2012 г. - 20); в отношении 367 несовершеннолетних (обвиняемых (подозреваемых), осужденных к различным мерам наказания, вернувшихся из учреждений уголовно-исполнительной системы) организовано межведомственное социальное сопровождение (2012 г. - 394).

В целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, устранения причин и условий, способствующих совершению ими правонарушений, еще до рассмотрения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, постановления о привлечении в качестве обвиняемого и т.п. на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав несовершеннолетний оказывается в зоне внимания и участия системы профилактики, поскольку определен порядок взаимодействия, который предусматривает незамедлительное информирование комиссий о случаях совершения противоправных деяний, совершенных несовершеннолетними и в отношении них.

Такое взаимодействие вырабатывалось в ходе межведомственного обсуждения на семинарах, конференциях, совещаниях, рабочих заседаниях, которые проводятся систематически Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области по вопросам социального сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в сфере уголовного правосудия. На этих мероприятиях рассматривается взаимодействие комиссий, органов внутренних дел, органов предварительного следствия, судов, учреждений уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов. Приглашаются представители Московского областного суда, Московской областной прокуратуры, Управления Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Московской области, Главного управления внутренних дел Московской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области, следователи, федеральные и мировые судьи. Выработанный порядок взаимодействия закреплен в методических рекомендациях, утвержденных на заседании Комиссии при Губернаторе Московской области.

На практике в комиссиях в функциональные обязанности одного из штатных сотрудников входит взаимодействие с правоохранительными органами, судами, службой судебных приставов, учреждениями системы исполнения наказаний. Его обязанность – предоставлять им необходимую межведомственную информацию о подростке, его семье, социально – бытовых условиях, ранее проводимой профилактической работе и т.д. Штатных сотрудников комиссий приглашают следователи, судьи для характеристики личности несовершеннолетних. Их мнение выслушивают при решении вопроса об избрании меры пресечения или наказания. Ими же обеспечивается межведомственное социальное сопровождение несовершеннолетнего и его семьи задолго до того, как уголовное дело в отношении него поступит в суд или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – в комиссию.

Подростки, совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность (далее – ООД), как правило, являются учащимися, поэтому большая роль при проведении индивидуальной профилактической работы отводится образовательным учреждениям.

На основании Приказа Министерства образования Московской области от 09.07.2010 № 1570 за каждым несовершеннолетним, совершившим ООД, закреплен куратор из числа классных руководителей, психологов, социальных педагогов.

С 01.09.2009 года в структуру образовательных учреждений введены уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса, которые осуществляют деятельность, направленную на защиту прав детей и подростков, формирование законопослушного поведения, правовое просвещение, в том числе и несовершеннолетних правонарушителей.

В Московской области реализуется право несовершеннолетних, совершивших ООД, на специальный педагогический подход. Особые условия воспитания и обучения созданы в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа Министерства образования Московской области – Каширской (для мальчиков) и Чеховской (для девочек) спецшколах.

С 2006 года, в целях соблюдения прав и законных интересов воспитанников спецшкол, их реабилитации, в структурные подразделения, обеспечивающие деятельность Каширской и Чеховской комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, введены дополнительно по одному сотруднику – координатору.

Их основные задачи – обеспечивать межведомственную координацию по решению проблемных вопросов, связанных с воспитанниками и их семьями, с момента поступления в учреждение: решение социально-бытовых вопросов; получение или восстановление документов; оформление пособий; восстановление детско-родительских отношений; оказание иной помощи.

Координаторы взаимодействуют с администрациями спецшкол закрытого типа с целью исправления несовершеннолетних и подготовки к возвращению домой. Комиссией при Губернаторе Московской области разработаны инструкция по организации работы координаторов. Итоги деятельности координаторов заслушиваются на заседаниях Комиссии при Губернаторе Московской области, рабочих совещаниях.

В период нахождения несовершеннолетних в спецшколах их систематически посещают представители комиссий муниципальных образований, откуда они прибыли. Привозят подарки, помогают администрации спецшкол устраивать концерты, спектакли, спортивные соревнования. Во время пребывания воспитанников спецшкол на каникулах по месту жительства, комиссии контролируют поведение несовершеннолетних, своевременность возвращения их в спецшколу.

Совместными усилиями удалось добиться того, что в период с 2003 по 2013 г.г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, и лиц участников преступлений сократилось практически в два раза.

 

Комиссия по делам несовершеннолетних

и защите их прав при Губернаторе Московской области

 

 


© Copyright 2007—2025
Московская областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
support@moinform.ru
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.